Музыка в музее
Что происходит с неоклассической сценой в России
Миша Мищенко
Композитор
– В России есть около пяти неоклассических композиторов, которые делают музыку и являются популярными, но за бортом остается огромный пласт неизвестной музыки, которую вряд ли кто-то услышит. В интернете слишком много информационного шума и в общем потоке неоклассическая музыка просто теряется. Она специфична для массового российского слушателя. Посмотрите на топ чартов: там Стас Михайлов и Тимати.

Три-четыре года назад многие услышали творчество западных неоклассиков. Их музыка стала набирать популярность во всем мире, но у нас не возникло новых имён и полноценной сцены. Она была оккупирована теми, кто всё ещё думает, что живет во времена Моцарта и пытается всем угодить. Поэтому неоклассической сцены в России нет – есть отдельные люди, которые стараются продвигать подобную музыку, но их очень мало.
Первые произведения я написал после окончания музыкальной школы в пятнадцать лет, но высшее образование у меня экономическое. В семье у нас не было музыкантов, приходилось в двадцать лет самостоятельно изучать книги по композиции и оркестровке, но учеба — это постоянный процесс. Я узнаю что-то новое даже спустя десять лет после окончания музыкальной школы.

Первый раз я пошёл работать в четырнадцать лет — красил заборы с сестрой. Поработав в разных местах: от библиотекаря, продавца в книжных магазинах и до грузчика, я понял, что не могу работать на дядю, и после окончания института начал активно искать пути становления себя как кинокомпозитора. Последние пять лет я работаю в домашней студии и пишу музыку для кино, игр и рекламы.

Большинство музыкантов думают, что в России невозможно заработать музыкой. Но могу сказать, что девяносто процентов людей в консерваториях не обладают талантом, так как практически никто не привык работать над собой. Люди просто твердят, что работы нет и жалеют себя, чтобы не вставать на сложный пусть самосовершенствования. Талант — это долгое оттачивание мастерства.

Вдохновение для меня — это вещь, которая приходит перманентно, вне зависимости от настроения или поездок. Вдохновение – это то, когда ты делаешь то, что любишь, ждать его бесполезно. Только терпение и труд помогут найти силы и любовь, которыми ты можешь поделиться с людьми. Опять-таки все мы вкладываем разные смыслы в слово «любовь», поэтому для меня оно будет звучать иначе.

Чтобы переключиться и лучше себя почувствовать, я отправляюсь в путешествие, но нечасто — хватает работы в студии, но мне нравится поехать куда-нибудь с палаткой и посидеть у костра.

Самое странное, что со мной было — это выступления в крупнейших городах Вьетнама. Когда я играл, было настолько шумно, что даже мне нельзя было разобрать, что я играю. Вьетнам стал большим торговым центром, и культуры поведения практически не осталось, да и неоклассика не для тропических стран, где люди привыкли жить совершенно другими вибрациями.
В Петербурге я выступлю с презентацией новых пластинок «Metanoia» и сборника сольных фортепианных выступлений. Я выбрал для концерта Петербург, так как это один из моих любимых городов.

При создании альбомов используется порядка десяти-двадцати разных инструментов, которые я записываю у себя на домашней студии. Я микширую калимбы, тэнк-драм, мелодион, виолончель, пианино, а также синтезаторы и добавляю различные эффекты.

Я всегда стараюсь экспериментировать. Для меня импровизация — это важная часть творческого процесса, как думаю, и для всех экспериментирующих людей, стремящихся создать нечто новое. Не было еще такого случая, чтобы я отказался от импровизации на концерте.

Фото: Андрей Радаев
Текст: Ира Дмитриева